Сначала нужно разобраться, что такое зависть. Зависть — это чувство, которое возникает, когда я вижу, что кто-то более счастлив, чем я. Изначально, чувство зависти возникает в тот момент, когда живое существо отворачивается от Бога и приходит в материальный мир.
В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) есть такой стих:
бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ’смритих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаикайешам гуру-девататма
"Страх возникает, когда живое существо ошибочно отождествляет себя с материальным телом благодаря погружению во внешнюю, иллюзорную энергию Господа. Когда живое существо таким образом отворачивается от Верховного Личности, оно также забывает свою изначальную позицию слуги Господа. Это приводящее в тупик, страшное состояние вызывается иллюзией, называемой майей. Поэтому, разумный человек должен неуклонно заниматься беспримесным преданным служением Господу под руководством истинного духовного учителя, всей душой принимая Его своим Господином".
Согласно этому тексту, когда живое существо отворачивается от Бога, сосредотачивается на материи, и в этот момент его охватывает страх. Чего боится живое существо в этом состоянии? Оно боится того, что не хватит счастья. Когда душа вместе с Господом, то она испытывает блаженство, у нее нет страха, потому что счастье всегда есть, а источник счастья находится рядом. И даже вообще о счастье не думается, а думается о том, как сделать Бога счастливым. То есть счастье — это просто среда, в которой душа живет и думает только о служении Господу.
Но когда душа отворачивается от источника блаженства и думает о том, чтобы служить материи, то в этот момент счастье исчезает. В материи есть лишь какие-то крохи счастья, поэтому возникает страх, что этого счастья, этих крох не хватит. И все вокруг доказывает, что в любой момент счастье может закончится. Поэтому этот страх потерять счастье, заставляет живое существо истерически стремиться к тому, чтобы хоть какое-то счастье обрести. И так как оно отказалось от изначального источника счастья и, будучи в обусловленном состоянии, не понимает, что есть такая опция «служить Богу», то оно ищет счастье, потакая своему вожделению и другим пяти врагам (гнев, жадность, иллюзия, безумие, зависть). Это враги, потому что они на самом деле причиняют страдание живому существу, но живому существу в обусловленном состоянии кажется, что это его лучшие друзья, которые могут дать так недостающее ей счастье. Стремясь избавиться от страха, что счастья ей не хватит, душа начинает исполнять желания своих чувств и ума. Чувства хотят наслаждений, а ум хочет признания. Это на самом деле длинная тема, как из вожделения появляются все остальные пять врагов. Но все кончается последним, то есть когда жажда чувственных наслаждений проявляется в полной мере, она появляется как зависть и злоба к тем, кто более счастлив в этом мире.
У зависти есть два значения — это злоба и стремление обрести то, что по праву принадлежит мне, но по какому-то недоразумению оказалось у другого. То есть, это на самом деле я должен быть счастлив, я должен обладать этими способностями, которые, по моему мнению, приносят мне счастье. Но почему это оказалось у другого? Это несправедливо, это неправильно! И вот это чувство как раз и называется завистью.
Чему люди завидуют? Они завидуют, во-первых, тому, что человек более счастлив, чем они - это основной принцип. Но так как у всех разные представления о том, что приносит счастье, ведь у всех свои ценности, поэтому люди завидует каким-то конкретным проявлениям: способностям или богатству, которые есть у другого человека. Допустим, они считают, что слава является приятной, поэтому если они видят, что кто-то более прославлен, то они испытывают зависть. Или человек понимает, что деньги — это здорово. И если он видит, что у кого-то много денег, то он испытывает зависть к нему. Итак зависть — это злоба по отношению к тому человеку, который почему-то обладает тем, что по праву должно принадлежать мне, и он более счастлив, обладая этими вещами, чем я.
Еще один момент: мы не завидуем всем, мы завидуем только тем людям, кто обладает теми вещами, которые, согласно нашим ценностям, приносят наслаждение. То есть, повар не завидует музыканту, музыкант не завидует автогонщику.
Что с этим делать?
Есть глобальное решение — развивать в себе сознание Бога, развивать в себе привязанность к служению, и тогда счастье будет приходить. Когда человек счастлив, у него пропадает повод завидовать счастью других. То есть когда человек сыт, он не завидует тому, что у кого-то есть вкусное, он и так счастлив, ему и так хорошо. Это одно направление, это то, чему духовные люди посвящают всю свою жизнь.
Но что делать, пока я не развил в себе духовное сознание, сейчас идет только процесс, и у меня есть материальная зависть к тем, кто прославляем? Тут есть несколько аспектов:
Первое. Человеку нужно быть занятым по природе. Когда человек занят по природе, и у него хорошо получается то, что он делает, тогда он получает удовлетворение от самой деятельности, а также признание людей, которым эта деятельность нравится. А если он еще это делает как служение Богу, то тогда это еще и Господу нравится. Лучше, вместо того, чтобы смотреть на кого-то, кто в чем-то успешен и завидовать ему, потому что мало материального счастья (что уж говорить про духовное), лучше быть занятым тем, что получается, и испытывать удовлетворение от этого. И тогда эти уколы зависти от недостатка счастья будут меньше.
Второе. Если в той области, которую я считаю важной, человек очень сильно преуспел, и его за это прославляют, а я хотел бы тоже свое дело делать так же, то тут надо посмотреть не на то, что человек уже обрел (богатство и признание), а на то, за счет чего человек пришел к успеху. И надо воспринимать его как, своего рода, учителя. И вместо того, чтобы кусать локти от того, что у меня чего-то нет, а у него есть, лучше у него поучиться. Поучиться тому, за счет чего это все с ним произошло. Посмотреть, какие качества позволили человеку достичь этого состояния, этого уровня, потому что этим вещам можно научиться.
А результаты приходят к нам по карме, либо по милости Господа. Мы все равно это не контролируем. Но вот что мы можем сделать - это стараться развивать в себе качества. Если уж мы видим, что человек нас превосходит, то можно у него поучиться тому, как развиваться, как приобрести эти качества, которые дали эти восхитительные результаты.
Это вот то, что можно делать с точки зрения этой материальной составляющей нашей жизни.
Но еще раз, главное - это развитие духовного сознания. Тогда человек понимает, что самое ценное — это возможность служить. А все остальное — это настолько преходяще, что мы даже не успеем что-то обрести, как оно уже заканчивается, либо очень быстро надоест. Поэтому нет смысла завидовать всем этим вещам, славе, богатству, потому что только расстройство одно, когда это надоест или закончится. Поэтому зачем этому завидовать? Надо развивать в себе сознание Бога и в этом направлении идти.